14 - 06 - 2017
Сад- общее творение человека и природы. Природа «ухаживает» за растениями, посаженными человеком, удерживает экологическое равновесие в искусственных водоемах, радует сад птицами, которые с заботой уничтожают насекомых, чтобы не тревожили покой человека. А человек, а свою очередь обустраивает сад рукотворными элементами (беседкой, мостиками, скульптурой и декором). Зачастую, создатели сада думают, главная роль в саду отводится крупным малым формам-скамьям, беседкам, навесам, фонтанам. Это так, если других форм и скульптур на участке не будет, и ошибка, если наряду с крупными в сад вводятся, казалось бы, незначительные МАФ. Именно такие элементы «перетягивают» значимость стиля на себя и создают собственную атмосферу, иногда противоречащую рамкам стиля. Предложение и доступность на рынке малых форм с каждым годом растет, а качество и внешний вид ухудшается. Кроме того, русский человек очень предприимчив, непосредственен и мастер создавать свои версии классических скульптур и собственные задумки, часто из подручного материала. Это как говорится: дело было вечером, делать было нечего. Иногда такие рукотворные идеи перерастают в уникальные шедевры, но бывает наоборот - они затмевают все хорошее, что было до них. В этой статье мы приведем примеры и опишем главные ошибки, в которых, возможно вы узнаете свои, и, исправив их, по-другому увидите свой сад. 1) Гиперболизм, максимализм, перебор. Эта ошибка часто главная в саду безмерно заботящихся хозяев - это как бабушка, которая всегда думает, что внуки голодные, потому что любит. Возможно, размах русского человека в спокойное время можно объяснить тем, что мы часто защищали свою землю, нуждались, голодали, преодолевая нищету и на подсознательном уровне «запасаемся». Как понять что хватит? Нужно знать правила ритма, правило группы. Ритм – это три единицы, шесть единиц и т.д. В саду это обычно три. Три поросенка, три медведя в сказке, три желания. Правило группы это размещение деталей так, чтобы они стали одним цельным элементом, который «читается». То есть, глядя на группу из малых форм, мы чувствуем гармонию, охватываем ее взглядом, видим с важных ракурсов полностью завершенной. Часто происходит так, что человек покупает, выносит не нужное из дома, старается все разместить, но получается свалка, в которой сложно понять, что за скульптуры тут, их цель, цвет, все мешается. На некоторых участках «скульптурные массивы» тянутся, и нет им конца и края. Нужно помнить - нельзя «пересолить, лучше недосолить». Уберите лишнее, дайте саду вздохнуть! 2) Размер имеет значение. Малые архитектурные формы должны иметь такую высоту и «массивность», чтобы с одной стороны один были видны, а с другой не громоздки. Этот баланс зависит от месторасположения формы, окружения, высотности дома в саду и расстояния до фигуры. По правилу высота любого элемента будет гармонична к расстоянию до него в соотношении 1:3, т.е. если дорожка проходит от выбранного места размещения скульптуры в 3 м, высота ее должна быть около 1м. Часто бывает, что дом очень высокий, а скульптуру выбирают «приплюснутую» низкую, по сравнению с высокой доминантой-домом, она будут казаться еще меньше и потеряется. Интересно использование в небольших, камерных садах крошечных акцентов - божья коровка на листке, скульптурка феи в цветнике - это смотрится утончено. Размещение таких филигранных форм возможно при условии обозримости ее вблизи (т.е. рядом должна быть скамья, помост и т.д.) – место, где можно рассмотреть всю прелесть миниатюрного акцента. В крупных садах нет смысла выбирать такой подход к оформлению, если только это не тихая окруженная от основного сада зона. 3) Зоопарк и 7 гномов. Нет сказки - есть живые существа. Многие садоводы и владельцы частых участков считают, что невысокие скульптуры животных, гномов, предлагаемые на рынке МАФ красивы и необходимы, несмотря на стиль сада и его решение. Это не так. Красочные персонажи, и даже поделки из покрышек, уместны лишь в том случае, если сад по замыслу содержит долю юмора или сказки. В небольшом количестве (1 или 2 экземпляра) реалистичные персонажи типа гномов, некрупных зверей могут встречаться в альпийском стиле или кантри (который ближе к скандинавскому). Персонажи должны строго напоминать оригинал, а не быть пародией. В деревенском русском стиле имеют место быть деревянные (окрашенные или нет) герои русских сказок (русалочка, баба яга, лещий, кощей). Но лучше чтобы герои были из неокрашенного дерева, это внесет дополнительный колорит, а «не уведет» участок в детсад. Если же хочется цветных персонажей - лучше чтобы они были не упрощенные или сатирические, а настоящие, рядом можно посадить кошку к бабе яге, орла к кощею. Нельзя в русском деревенском стиле использовать скульптуры, изображающие английских и американских героев - здесь это смотрится инородно. Покупая скульптуру в японском стиле и фен-шуй, надо помнить они должны быть серыми, лучше из камня, в этих стилях вся краска в природе, яркие фигуры будут «спорить» с растениями. Если вы хотите видеть ваш сад стильным - ограничьтесь самодельными игрушками в детской зоне сада, не выходите за ее пределы. 4) Не одушевляйте, а создавайте! Нередко в садах встречаются покрышки, чайники, лейки, ведра с нарисованными на них лицами и мордами зверей. Кажется, нет ничего проще, чем «придать красоту» ведру «наградив» его ртом и парой глаз. Думаете, выходит красиво? Выходит не самостоятельная скульптура, не садовый аксессуар, а пень или ведро с глазами. От того что кошки приделать подковы -она не станет лошадью. Так и вещь «с глазами» становится просто несуразной. Нередко встречаются действительно необычные преобразованные вещи из ненужных бочек, ведер, но для этого важно кардинально изменить предмет, чтобы в первую очередь «читалось» создание, а потом уже то, из чего оно было сделано. Создание малых архитектурный форм очень сложная отрасль искусства, поэтому если вы не чувствуете в себе силы внести что-то необычно новое и стильно, доверьте это дело профессионалам. А если все-таки хочется себя попробовать, начните с изучения техник, изучите цветовой ряд и стили ландшафтного дизайна, а уже потом подумайте, что можно сделать из ведра или стеклянных бутылок. Есть другое применение старым вещам- использование как винтаж или садовый деревенский декор. Для этого их можно состарить, покрасить баллончиком или краской, оклеить стеклом или мозаикой- создав стильную, уникальную вещь, а можно оставить в первозданном виде, все зависит от стиля сада. 5) Не выкинуть ли это? Действительно порой сложно разобраться, что можно использовать в саду, а что лучше отправить на свалку. Во-первых, хочется отметить, что использование старых вещей применимо только, если Ваш сад выполнен в одном из двух стилей -деревенском или винтаже. Во-вторых, старые вещи можно вынести в сад, если они представляют историческую ценность (комод 50 летнего возраста) и, если не стыдно будет их показать гостям ( сохранность предмета). В-третьих, не выставляйте в сад ткани, особенно старые, они разорвутся от первого дождя и палящего солнца. В-четвертых, бытовой технике и сантехнике не место в саду, это выглядит так, как будто ее забыли убрать, а сантехника и вовсе смотрится не эстетично.
6) Думайте последовательно. Последовательность мыслей и вдумчивость поможет «понять» сад, внести декоративный элемент туда, где без него уже будет немыслимо скучно. Нельзя размещать персонажей там, где они не способны оказаться. Так, например, на дереве может оказаться Карлсон, ворона, сова, но никак пингвин, колобок или жираф. Тоже правило и в водоеме- водоплавающие птицы, лягушки, крокодилы, но не могут быть страусы. Думайте, что вы хотите сказать группой каким то элементом. Создавая группу винтажных вещей, посмотрите, чтобы что то у них было общее. «Сценка» велосипеда и почтового ящика скажет человека о почтальоне, а ведерко, ящик с цветами и лопата о садовнике. А что получится, если смешать лопату поставить с велосипедом? Получится просто вещи, кажется, забытые. 7) Природа сама подскажет. Размещение малых форм должно быть не спонтанно, а увидено или продумано. Ошибочно полагать, куда не поставь симпатичного гнома, там сразу станет красиво. Вы когда-нибудь обращали внимание, как живописно природа расставляет акценты? На освещенной поляне высокий дуб, стайка красногрудых снегирей на заснеженных ветках, одинокая сосна в поле, яркая осенняя рябина среди массива берез и сосен. Природа никогда не скучна. В размещении скульптур в саду можно заметить тенденцию заимствования у природы. Правильно размещать декоративные элементы как: -акцент или группа на поляне; -дополнение к древесно-кустарниковой группе или цветнику; -дополнение к другой малой форме (мостику, беседке, пню); - акцент на повороте дорожки. Для наилучшего эффекта берите картины из жизни- девочка или фея в цветах, гуси в пруду, сова на веке дерева, прогуливающаяся пара, фигура смотрящая на закат и т.д. Не стоит размещать декоративные элементы, не опираясь на природное окружение (если яркие растения малая форма должна быть неяркой монохромной, если не хватает цвета наоборот) и хаотично. 8) Что вы хотели этим сказать? Всегда ли нужно использовать скульптуры и фигурки животных, персонажей напрямую, не банально ли это? Есть стили ландшафтного дизайна, где нельзя ставить фигуры как они есть. Символизм вещь сейчас очень популярная. Она создает загадку, тайну, а это порождает желание разгадать, пройти по саду понять его. Символьно создают скульптуру на первый взгляд странную -например клубок переплетных лент или зеркала напротив которых фигура, символьно напоминающая человека. Все это позволяет размышлять. У таких фигур хочется думать и искать смысл, придумывать название. Здесь можно спорить нужно это в саду или нет, нравится кому-то или нет¸ но искусство это новое и находит своих поклонников. Символизм позволяет рассказать человеку о том, чего он не видит. Так, например, гусиные следы на брусчатке, ведущие к водоему будут намекать человеку на невидимое присутствие уток и указывать направление движения к воде. А поставленная в тени хвойных ступка с метлой лишат Вас обязанности установить Бабу Ягу, но каждый поймет, что она «улетела». Скульптура банки с вареньем и табличкой «Здесь был Карлсон», обязательно заставит гостя поднять голову и посмотреть на крышу. Это помимо компактности развивает воображение у детей. 9) Эстетика, еще раз эстетика. Что такое эстетика? Наверное, в понимании малых архитектурных форм, когда все вместе смотрится лаконично гармонично, когда каждый элемент наполнен любовью. Мы уже поговорили о сочетании фигур по смыслу, цвету, размеру. Осталась фактура, общий облик, материалы. Выставляя ванну поросшую мхом, ржавую и слизкую, мы должны понимать, что это не эстетично, а для кого-то и вовсе мерзко. И что бы там «не сидело» - милые гуси, веселые лягушки или цветы, все это будет некрасиво, дешево и безвкусно, потому что человеческий взгляд поймает в первую очередь ванну. Также стоит поухаживать за скульптурой после прошедшего дождя, зимы. Материал, из которого вы делаете скульптуру, должен подбираться так, чтобы выглядеть в результате аккуратно. Некоторые фигуры из строительной пены смотрятся коряво и шершаво, формы их неправильные. Часто на скульптуру «мастера» надевают старые вещи, одежду- это смотрится красиво, только если вы хотите создать чучело для отпугивания ворон, смесь материалов здесь бессмысленна и безвкусна. Не выставляйте в сад старые мягкие игрушки! При намокании от дождя в них накапливаются и развиваются масса бактерий, муравьев, детям играть с ними опасно. Вкус говорят у всех разный. Кто- то любит фильмы ужасов и может позволить себе на участке жуткий сад, с зомби, потусторонними существами. Наш совет, не думайте, что это приятно всем, поэтому в саду можно создать уголок «ужасов», а не заставлять весь сад этим. 10) Осторожно, скульптура! Важную роль во всех малых формах играет безопасность. Чаще всего производители скульптур, фонтанов и др. элементов знают об этом и придерживаются строгих правил. Самоучки часто не знают или забывают об этом. Острые края стеклянных фигур, зубцы на фигурах из металла, тонкая проволока, все должно быть в недосягаемости для детского роста, да и не желательно для взрослых. |