Водные элементы сада

ГлавнаяБлогВодные элементы сада
02 - 02 - 2015

Всем известно, вода-это жизнь, без воды не может быть жизни. Сад без воды пуст, а с водоемом приобретает наивысшую эстетическую ценность. Вода в саду оживляет пространство, сад приобретает не только место постоянного притяжения, но и часто, важную  объемно-пространственную доминанту. Необъяснима, притягательна сила воды. Красочные отражения, отблески и блики лучей света, мгновенное изменение поверхности приковывает человека, у воды он забывает время, вода лечит душу.

Помимо эстетики вода вносит вклад в оздоровление территории - увлажняет воздух, понижает температуру в жару, что улучшает здоровье не только человека, но и жизнедеятельность растений. Известно, что некоторые виды растений (прибрежно-водные и водные) нельзя выращивать на участке, где нет водоема. Такие декоративные, красивейшие растения как кувшинка белая, кубышка, вахта трехлистная, сусак зонтичный,  рогоз малый, ирис водный, белокрыльник болотный не могут выжить без обилия воды.

 

Вода на участке создает различное настроение. Вода влияет не только на зрительное восприятие, но и на слух человека. Статичный водоем вызывает уверенность, спокойствие; плавно-текущая, покапельная, вода притягивает внимание, уносит нас в мечты, мысли, расслабляет, вызывает меланхолию; быстротекущая, бурлящая, динамичная вода или водопад наполняет сердце энергией,  желанием деятельности, жизни.

Человечество выдумало множество хитростей и решений, чтобы включить воду в сад. Для этого люди создавали различные виды водных элементов, особенности которых копировали у природы. 

История развития водных элементов в садах

Водные элементы имеют древнейшую историю появления и развития.  Не секрет, что первые сады несли только утилитарные функции (выращивание плодовых деревьев и пряных трав), для их полива нужна была вода, поэтому первые водные объекты предназначались лишь для этих целей.  Первые рисунки и упоминания  о воде в саду найдены  в Египте и относятся к IV-III в до н.э.. Здесь, в центре сада или по периметру, в окружении  плодовых деревьев, размещался один или несколько бассейнов прямоугольной, квадратной формы, который служили для омовения, полива, иногда разведения рыбы, водоплавающих птиц. 

В древней Греции были источники питьевой воды, которые отдаленно напоминали фонтаны и стали их «прародителями». Позже древни греки, как ценители зрелищ, заметили что фонтан может стать эстетическим объектом, и в каждом городе стали появляться фонтаны, отделанные мрамором, мозаикой, часто с водным органом или удивительными механическими возможностями - кукольным театром, фигурками животного мира.

В конце II тысячелетия до н.э. на востоке в Иране, формировался свой тип сада – чор-багх (4 сада). Внутренний двор делился на 4 части перпендикулярно пересекающимися каналами с водой, что обозначало четыре реки. На их пересечении часто был фонтан, струи которого били слабо. В богатых домах устраивался четырехугольный или восьмиугольный бассейн, дно которого выкладывалось мозаикой голубого, небесного цвета. В более бедных домах устраивались настенные фонтаны  - они занимали меньше места и обслуживали несколько семей. Формирование таких водных объектов, объясняется жарким засушливым климатом, высокой ценностью воды, особым к ней отношением - где вода, там и рай.

В Древнем Риме  изобрели первые трубы (они были из обожженной глины, позднее из свинца), это позволило прятать воду в трубы и, подавая ее под давлением, создавая тем самым удивительные фонтаны.  В Риме создавались закрытые дворики-патио, в которых был небольшой бассейн или фонтан, окруженный растениями, создающий прохладу.  Для хозяйственных нужд был мелкий водоем - имплювий, вода в который поступала после дождя, стекая по водостоку с кровли, из имплювия – в цистерну, размещенную под домом.  Римляне потребляли большое количество воды, благодаря изобретению первой водопроводной системы были выстроены бани-термы, в которых появились первые мраморные купели.

В азиатском садово-парковом искусстве водным объектам также уделялось особое место, впервые здесь «уходят» симметрия и геометрия форм, искусственность. В Азии водоем и сад становятся местом медитации, любования, вдохновения и изучения тайн природы, погружения в них.  В Китае сады  могли состоять на 70% из воды, которая была в виде естественных озер, по ним проходила галерея-мост. Людей всегда тянула к воде, вот и в Китае буддийские храмы и монастыри создавались у водоемов, водопадов на высоких пейзажных холмах, где впоследствии часто возникал парк или сад. В Японии вода отражалась натурально или символично. Символично в виде песка, на котором разбросаны камни-острова. Натурально в виде естественных родников, дающих начало каменистому ручью. Особое место занимала чайная церемония, перед ней гость должен омыть рук в каменой чаше -цукубай, она врывалась в землю и представляла собой сосуд неровной формы, наполненный водой.

На Руси после IX в. стали появляться деревянные купели, они связаны с обрядом Крещения, и символизировали очищение человека от грехов, кроме того здесь издавна были бани, после которых окунуться в уличную купель были милым делом. Воды в России много - реки, озера, ручьи, живые источники. Для удобства пользования и сокращения пути стали рыть колодцы. Они были разной конструкции и зависели от разной глубины ( «журавль», «русский колодец»).

Эпоха итальянского Возрождения вынесла на первый план в садах эстетику. Богатые люди охотно стали строить себе виллы с прекрасными садами, а учитывая особенности Италии географию и рельефа (крутые склоны и террасы, небольшие горные реки) отвод рек в сторону виллы позволял создать колоссальные по размеру каскады, водопады с таинственными гротами и интересные фонтаны. Водные объекты Возрождения были симметричны, например, два каскада соединенные фонтаном. На водопадах и каскадах была богатая лепнина в сочетании с античными сосудами и вазами, фигуры ангелов, зверей и птиц боги Олимпа, все это выполнено из камня мастерами и скульпторами эпохи. В это же время появляются фонтаны-маски.  

Франция XVII в. стала королевой садово-паркового строительства благодаря созданию Андре Ленотра парка Версаль.  В нем были созданы искусственные «партерные» водоемы-каналы, т.е. геометрической формы, гладь воды которых отражала окружающий ландшафт, изысканные скульптурные водопады. Отражение Версаля можно найти а известных парках и садах Европы, в России - это Петергоф, величие фонтанов которого сложно сравнить  даже с образцом. Уже здесь зарождается стиль русская усадьба, в которой мы встречаем фонтаны-шутихи (атрибут Петергофа), гроты и каскады с античными статуями.

Скоро на смену регулярному французскому стилю приходит Англия  с пейзажно-романтическими гротами, ручьями, мостиками.  Гроты нередко формировали целые пещеры, выходя в подземные реки или венчаясь водопадом.    По-прежнему встречается скульптурная лепнина водопадов, но уже появляется металл, пейзажные пруды и каменные водопады, все это черпается в образцах Азии.

На смену пейзажным садам приходит модернизм. Это то направление в искусстве, которое развивается и по сей день.  В стиле модерн фонтаны становятся камернее, их венчает композиция из необычных скульптур. Современные водные  объекты развиваются вровень со стилем их породившим. Так минимализм и хай-тек ввели в моду бетонированные каналы, водопады геометрических форм, настенные водопады.  

Использование водных элементов в саду

Каждый стиль ландшафтного дизайна особенен по-своему. Каждый элемент в подлинно стильном ландшафте должен быть свойственным ему, размещен на своем месте, и индивидуален. Вода и элементы, по которым она течет важный атрибут многих направлений, иногда некоторые стили невозможно представить без нее, а в некоторых водные элементы настолько узнаваемы, что по ним можно определить собственно стиль. Читать далее...

Виды водных элементов

Среди водных элементов можно выделить:

Фонтан - происходит от лат. fontana: 1) источник, родник; 2) источник, начало, первопричина. Фонтан- это архитектурное сооружение различной величины и внешнего облика, созданное человеком и позволяющее воде переливаться или «выбрасываться» вверх под давлением, несущее, в настоящее время, эстетическую функцию. Читать далее

Каскад и водопад. сооружения, действующие по принципу горных естественных водопадов, когда вода сверху падает вниз, преодолевая уступы, камни. Водопад, чаще всего, имитирует естественное окружение (камни) и высокое падение воды. Так, отличием водопада от каскада служит высота падения воды. У водопада, где-то 1,5 м и выше, у каскада ниже. Читать далее

Канал – бетонированное сооружение вытянутой прямоугольной или прямоугольно - геометричной формы, в котором не выращиваются водные растения. Такой тип водного объекта характерен для восточного стиля, минимализма, хай-тека. Читать далее

Бассейн в саду - это не только эстетическое удовольствие, но и утилитарный элемент. Так приятно в жаркий день поплавать в прохладной воде, а потом полежать, не думая не о чем. Бассейн- это водное сердце небольшого сада, вокруг которого формируется озеленение  и остальная планировка. Бассейны бывают различных форм - от геометрических до произвольно-плавных очертаний. Читать далее

Ручей протяженное сооружение, имитирующее естественный природный водосток, журчащий ручей в горной местности. Ручей имеет узкое сечение, а для наибольшей выразительности на пути движения воды укладывают камни, что напоминает пологий каскад. Вода в ручье движется медленно, плавно - иначе ручей становится каскадом. Читать далее

Искусственный и естественный водоем (озеро пруд) это самый понятный и известный каждому с детства водный элемент. Пруд- водоем с непроточной водой, разной формы и размера, естественного или искусственного происхождения, используемый для эстетических и утилитарных функций человека. Озеро- водоем большего размера нежели пруд, происхождение его естественное. Читать далее

Колодец элемент сада, который несет не только эстетическую, но и утилитарные  функции (маскировка скважины или «поставка» воды на участок). Колодцы могут быть и декоративные (скульптура), но здесь мы говорим о действующих водных сооружениях. Чаще всего колодец делают как сруб из дерева со стойками с барабаном и ручкой, на которые крепится крыша или вместо сруба делают бетонное основание-это декоративная «вершина айсберга». Читать далее

Купель сооружение, используемое в саунах и банях, «вышедшее» за пределы зданий в сад, представляющее собой деревянную бочку, вагонка закрепляется стальными ремнями. В сад выносится современная отапливаемая купель круглогодичного использования или не отапливаемая сезонного. Читать далее

Грот сложно отнести к какому-либо элементу сада, он не скульптура, не садовая форма, ближе всего гроты к водным элементам. Грот-это пещера, углубление в скале, холме, в котором может быть устроена скамья, или скульптура. Грот служит «окном», через которое как в раме воспринимается  вся прелесть сада. Читать далее

Мостики, мостки, помост - сооружения, созданные человеком для удобства пользования водными объектами.

Мостики служат изначально для перехода через глубокие водотоки (реку, крупное озеро, пр.). Садовый мостик обычно небольших размеров, различного внешнего облика и из разных материалов - от дерева до железобетона. Существуют пошаговые мостики - это что-то среднее между мостками и мостиком. Читать далее