14 - 01 - 2013
Скульптура в современном ландшафтом дизайне - общее слово для совершенно непохожих деталей сада. Это может быть классические статуи богов, причудливо переплетенные art-объекты или старая корзина, ценность таких предметов определяется декоративностью и уместностью их в саду. Наверное, этот элемент сада применяется во всех без исключения стилях ландшафтного дизайна, скульптура, как и стили меняется во времени и наиболее полно отражает то или иное стилевое направление. То есть, увидев одну скульптуру, геометрическую форму или винтажную лейку, человек может почувствовать окружающий ландшафт и доподлинно узнать, что его ждет на этой территории: классический шарм, сдержанная новизна или теплая атмосфера.
История развития скульптуры, как считают специалисты, началась во времена палеолита, скульптура была примитивной - женщины прародительницы рода, звери. Более осознанную скульптуру мы видим в Древнем Египте – аллея сфинксов в Луксоре и Большой сфинкс в Гизе. В скульптурах Древней Греции прямая связь с мифологией, скульпторы отражают в своих ваяниях прекрасные пропорциональные тела богов, атлетов, героев мифов, но скульптуры статичны. Регулярный или классический стиль перенял в XVII эллинскую и римскую гипсовую, каменную скульптуру в сад. Пока Европа восхищалась классикой, на Востоке с XI века формировались древние философские стили - японский, фен-шуй и восточный (испано-мавританский). Скульптура и декор этих стилей не похожа ни на что, она единична, сконцентрирована, вдумчива и служит не украшением, а философией. В японском и китайском - каменный или медный Будда, священные животные (драконы), фонарики, и конечно крупные валуны. В восточном стиле все выглядит легче - здесь могут присутствовать клетки с птицами и без, чаши на невысокой колоне-подставке (в восточной культуре не изображают лица) и др.. Скульптура романтизма XIX века стала более динамичной, выражать эмоции и чувства. В начале XX века возник стиль модерн, который совсем не похож на представление о классической скульптуре, линии становятся плавными, человеческие фигуры «стекающими», лица «стираются», динамика усиливается, появляется сочетание крупных и тонких линий - абстракция. Помимо этих отличий, вводятся новые материалы и цвет - яркая мозаика, закаленное стекло. Промышленность XX века активно развивалась, человечество снова стало уходить от плавных форм, заменили их стили конструктивизм, а уже в конце 20го века - хай-тек, минимализм. Все скульптуры упрощались - они превратились в предметы геометричной и аморфной форм из новейших материалов - пластика, металла, стеклопластика, бетона. В современное время есть люди, уставшие от геометричности и искусственных материалов, для них появилось новое направление - эко-стиль. Функцию скульптуры на себя взяли land-art объекты. Они представляют собой декоративные элементы из дерева, прутьев, мха - природных материалов.
В регулярном стиле скульптуры и вазы как будто «сошли» в ландшафт с греческих фресок или средневековых зданий. Сейчас это точные копии итальянских или греческих мастеров - выполненные из камня Геракл, раздирающий пасть льву, Венера Милосская, Афина Палада, мотивы античной мифологии в скульптурах «Земля», «Воздух», «Гибель Адониса». В пейзажном стиле также возможно использование античной классической скульптуры, но чаще всего это колоны, увенчанные классическим кубком или вазой, итальянские вазы с цветами на балюстрадах или на невысоких подиумах. Глиняные цветочные контейнеры в таком стиле часто подвешивают или выставляют в сад.
Стиль русская усадьба можно отнести к классическому, также как и регулярный, но есть некоторые отличия - утилитарные функции и пейзажность. Кроме античных регулярных скульптур могут использоваться кантри – элементы, они не совсем похожи на кантри стиль - здесь более состаренные предметы, как бы «забытые графом земли». Модерн отличается своей «архитектурной» неповторимостью и вариациями - от классических мотивов эпохи возрождения до аморфных современных скульптур, граничащих с хай-теком. Поэтому выбор и варианты декоративных элементов разные и напрямую зависят от архитектуры, цветовой гаммы дома и желания заказчика. В целом модерн можно поделить на: классический модерн, модерн Гауди, современный модерн. Альпийский в первую очередь природный и не подразумевает размещения «искусственных» антропогенных скульптур и форм в целом. Скульптура здесь - это камни. Они варьируются по размеру и оттенкам, что и создает доминирование определенного камня или группы. Возможно добавление деревянных вазонов грубой фактуры, грубой формы, напоминающих скандинавские мотивы. Средиземноморский подразумевает дуновение легкого морского бриза с берегов Греции или Италии у Вас в саду. Скульптура и вазоны здесь в виде масок греческого театра, полуколонн, состаренных и «обожженных солнцем» рельефных амфор, живописных руин- «обломков колонн», изображения ангелочков, зверей. Кроме этого, используется много керамики - яркая мозаичная, цветное стекло - так инкрустируют горшки и вазы.
Восточный стиль представляет собой некий рай на земле, поэтому цветы везде и чем больше, тем лучше. Стиль предполагает в основном не скульптуру, а вазы с цветами. Скульптурой может послужить кованая, деревянная или бетонная мозаично-украшенная вырезанная пергола-арка, которая продолжит тематику садовой мебели. Также скульптура может представлять собой чаши - «сухие фонтаны». Вазоны яркие, чаще всего из мозаики с восточными мотивами. Кантри и винтаж. Оба стиля объединяет, что функцию скульптуры выполняют декоративные элементы, имитирующие старые ненужные в быту предметы. В стиле кантри это различные корзины, телеги, «нагруженные» ящиками с цветами, декоративные плетеные заборчики в цветниках. Винтаж - стиль «былой роскоши», поэтому здесь элементы разнообразнее – от классических полуразбитых вазонов и стульев в стиле шебби-шик до леек и лопат. Японский и фен-шуй. Оба стиля восточные, азиатские, наполненные глубоким смыслом. Каждый элемент сада, в том числе и скульптура, соответствуют философии. Оба стиля, обладая внешне похожими элементами, имеют ряд отличительных особенностей. В фен-шуй или китайском стиле, как его называют, предполагает наличие крытой галереи при больших размерах участка или отдельно-стоящих «окон», которые служат рамой для «картины» открывающихся видов.
Лесной и эко-стиль. Эти стили объединяет имитация природы, природные материалы и свобода творчества из них. Отличие в том, что лесной стиль больше предполагает затененные уголки сада с опушками, а эко-стилю ближе открытые луговые просторы. От этого есть разница в облике скульптур. В лесном стиле используют скульптуры в виде старой коряги, скворечников (используемых птицами или просто форма), пни крупных деревьев, арт-объекты обычно выполнены из грубых фактур-коры, обрезов пней. Хай-тек и минимализм. Стили современные с правильными геометрическими или редко аморфными малыми формами. Скульптурой могут служить и в том и в другом стиле кубы, шары, пирамиды, монолитная композиция из фигур. Разница заключается в количестве форм, используемых в саду. Если хай-тек может содержать в себе много скульптур и вазонов, выполненных из одного материала, то минимализм ограничен, и здесь допустимо размещать рядом только скульптуры в ритме - 3 максимум, а лучше одну. Индустриальный стиль предполагает техногенно - антропогенную скульптуру. Обязательное «присутствие» в малых формах деятельности человека. Обычно скульптура здесь - это промышленные элементы-трубы, светильники, старые бочки, контейнеры, элементы кирпичной кладки. Очень часто используются старинные объекты искусства, найденные на блошиных рынках и привносящие подлинный колорит в гамму индустриального стиля. |